Время: 27-30 августа 2024 г.
Место проведения: г. Клермон-Ферран (Франция)
Дополнительно:

Информационное письмо на русском и французском языках

27-30 августа 2024 г. в городе Клермон-Ферран (Франция) состоится Международный коллоквиум, продолжающий серию франко-российских коллоквиумов (Москва, ИМЛИ в сотрудничестве с различными научными организациями, 2004-2021 гг.) «Пародийный текст в Средние века и концепт “пародии” в медиевистике». Для участия в коллоквиуме следует направить членам организационного комитета заявки с тезисами доклада (приблизительно десять строк), а также краткое резюме не позднее 30 июня 2023 г. по следующим адресам: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.. Рабочие языки: французский, английский.

Последние десятилетия отмечены повышенным интересом к пародии, средневековой в том числе; помимо отдельных исследований, ей посвящались и труды нескольких коллоквиумов . В соответствии с современным пониманием термина, авторы напоминают, в частности, что пародия – «палимпсест, сквозь который постоянно виден гипотекст, представленный, однако, искаженным образом, так что подобающее замещается неподобающим . Из публикаций следует, кроме того, что концепт «пародии» применительно к средневековой литературе толкуется различным образом – более или менее расширительно. Так, согласно Мадлен Же, понимание пародии как осмеяния определенного текста, использующееся при анализе литературы Нового времени, неприменимо к средневековым литературам; ссылаясь на С. Галопенсия-Эрутеску, она склонна полагать, что средневековая пародия носит архаичный синкретический характер, в отличие от позднейших пародий. Важно подчеркнуть, однако, что С. Галопенсия-Эрутеску лишь кратко упоминает античную пародию, не уделяя никакого внимания средневековой пародии, и ее замечания основаны главным образом на работах М. М. Бахтина. Настаивая на неприменимости термина «пародия» к изучению литературы Средних веков, Мадлен Же тем не менее не отказывается от его использования, хоть и констатирует в конце концов, что в Средние века пародия полифункциональна и фактически неотличима от игры, иронии и сатиры; она также вынуждена признать, что восприятие текста как пародийного глубоко субъективно; пародийный эффект создается не только письмом, но и чтением.

Мы предлагаем вернуться к этой проблематике с тем, чтобы понять, насколько продуктивно использование термина пародия в расширительном или более узком значении для анализа средневековых литератур. Мы, кроме того, считаем немаловажным оценить, насколько возможно для средневековых литератур различать пародию от других видов осмеяния и критики более раннего текста или группы текстов. Кажется интересным обсудить, наконец, позволяют ли средневековые литературы обнаружить разные типы пародии – в узком (пародия на определенный текст) и более расширительном значении термина.

 

С этой целью, нам кажется, было бы полезно уделить внимание нескольким вопросам.

(а) Концепт «пародии» в истории литературы и критике

Чем мотивирован исследовательский интерес к пародии, в частности, средневековой? Вспышки такого интереса в ХХ веке: каковы их причины, в какой интеллектуальный, литературный, художественный контекст они вписываются? Нельзя ли считать, что поиск интертекстуальных связей между произведениями, будучи одним из магистральных направлений современных исследований, индуцирует оценку текстов как «пародийных»? А если так, не приписывает ли современный исследователь черты пародии тому произведению, которое в средневековом контексте ими не обладало?

(b) Пародия и ее рецепция в Средние века

Способен ли средневековый читатель отметить пародийность текста, который представляется таковым исследователю нашего времени? Если способен, что может на это указывать? Тот же вопрос имеет значение и для оценки тех или иных частей средневекового текста как «комических».

(с) Пародия и социальный, а также литературный контекст

Является ли пародия универсальным или, напротив, хронологически ограниченным инструментом? Существуют ли какие-то условия – социальные, литературные – для того, чтобы пародии писались и получили распространение или, напротив, не были востребованы?

(d) Пародия и риторика

Как не раз отмечали исследователи , пародия как таковая не упоминается в средневековых поэтиках. Ее сближали с сатирой, иронией и антитезой, иногда – шуткой, острословием (с отсылкой к Квинтилиану, VI, 3, 96-98), а также, пользуясь современной терминологией, «переворачиванием» («renversement», «inversement»), «смещением» («déplacement»), стилизацией (pastiche) . Исчерпывают ли эти отсылки совокупность терминов, с какими может ассоциироваться пародия? Возможно ли найти жанровые номинации или авторские названия произведений, которые указывают на их пародийный характер?

(e) Пародия и вопрос о «жанрах» в литературе Средних веков

В некоторых исследованиях говорится о средневековой пародии на определенные жанры средневековой литературы . Вместе с тем, применимость термина «жанр» к средневековым литературам оспаривали (в частности, П. Зюмтор); согласно другой точке зрения, жанры в средневековой литературе не были устойчивыми. Как примирить эти противоречия? Можно ли считать, что не все жанры средневековой литературы становились объектом пародии? Существуют ли в этой области ограничения?

(f) Пародия, сатира, ирония, игровая поэзия в Средние века

Позволяют ли сближение средневековой пародии с сатирой и иронией усматривать в первой самостоятельное явление? Как соотносятся термины «игровая поэзия», «игровое начало» и «пародия»? Ирония, как известно, присуща канцонам трубадуров и труверов, комические эпизоды входят в эпические песни; ироническое снижение ощутимо в романах Кретьена де Труа, и т. д. Однако можно ли в этих случаях говорить о пародии? Не следует ли предположить, что контртекст, дабы быть пародией, отличной от иронии, а также других видов критики, осмеяния, переписывания и цитирования источника, должен обладать также и его формальными признаками?

(g) Пародия и религиозный дискурс

Какой смысл следует вкладывать в термин «священная пародия», каков ее статус в Средние века и какие формы она принимала?

 

Организационный комитет:

Людмила Евдокимова (Институт мировой литературы, Свято-Тихоновский православный университет, Москва);

Наталья Долгорукова (Высшая школа экономики, Москва);

Françoise Laurent (Université Clermont Auvergne Clermont-Ferrand, France).