Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Отдел(ы):

Отдел классических литератур Запада и сравнительного литературоведения

07 Макаров фото

Кандидат филологических наук,

Старший научный сотрудник

Отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Биография

В 1997 году окончил филологический факультет Казанского государственного университета (отделение романо-германской филологии). После окончания аспирантуры КГУ защитил в 2000 на кафедре истории зарубежной литературы Московского государственного университета кандидатскую диссертацию на тему «Религиозно-философские аспекты творчества Джона Донна». Работал на кафедре английского языка и кафедре теории и практики перевода КГУ, с 2015 – доцент кафедры романо-германской филологии ПСТГУ. В ИМЛИ с 2024 г.

Круг научных интересов

история английской драмы XVI – первой половины XVII веков, взаимовлияние жанров и родов литературы в эпоху раннего Нового времени, история английского романа XVI-XVII веков, памфлет как литературный жанр, сатира в европейских литературах XVI-XVII веков

Членство в научных организациях

  • Шекспировская комиссия при Научном совете «История мировой культуры» Российской академии наук – сопредседатель
  • International Shakespeare Association
  • European Shakespeare Research Association
  • Shakespeare Association of America

 

Основные публикации

Коллективные монографии и подготовленные к изданию книги

  1. Донн, Джон. Стихотворения и поэмы. / изд. подгот. А.Н. Горбунов, Г.М. Кружков, И.И. Лисович, В.С. Макаров. М.: Наука, 2009. 657 с. Серия «Литературные памятники».
  2. Стратегии визуализации и вербализации социокультурных практик. Сборник научных трудов / под ред. И.И. Лисович и В.С. Макарова. Казань: Изд-во Казанского государственного университета культуры и искусств, 2012. 236 с.
  3. Чосер Джеффри. Кентерберийские рассказы. / изд. подгот. А.Н. Горбунов, В.С. Макаров. Отв. ред. А.Н. Горбунов. М.: Наука. 2012. 951 с., илл. Серия «Литературные памятники».
  4. Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях: коллективная монография по материалам Международного научного семинара / ред.-сост. В. С. Макаров, Н. В. Захаров, Б. Н. Гайдин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. 238 с.
  5. Шекспир У. Сонеты. / изд. подгот. А.Н. Горбунов, В.С. Макаров, Е.А. Первушина, В.С. Флорова, Е.В. Халтрин-Халтурина; Отв. ред. А.Н. Горбунов. М.: Наука, 2016. 884 с. Серия «Литературные памятники».
  6. Марло К. Трагическая история доктора Фауста / изд. подгот. А.Н. Горбунов, В.С. Макаров, Д.Н. Жаткин, А.А. Рябова; отв. ред. Н.Э. Микеладзе. СПб.: Наука, 2018. 328 с. Серия «Литературные памятники».
  7. Шекспир У. Пустые хлопоты любви / изд. подгот. А.Н. Горбунов, Г.М. Кружков, В.С. Макаров, Е.А. Первушина. М.: Наука, 2020. 736 с. Серия «Литературные памятники».
  8. Кристофер Марло и его творчество в русской и мировой культуре : междисциплинарный взгляд : коллективная монография / Н. В. Захаров (ред.), Б. Н. Гайдин, И. И. Лисович, В. С. Макаров, Н. В. Шипилова, Е. Н. Черноземова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2020. 357 с.
  9. Уильям Шекспир. Король Лир; пер. О. И. Сороки; подгот. С. Д. Радлов, Д. Иванов; [науч. ред. В. С. Макаров]. М.: Common Place, 2022. 516 с., ил. (сер.: «Памятники литературы»)
  10. Эпох скрещенья. Литературные исследования от Средневековья до Нового времени. Сборник памяти Андрея Николаевича Горбунова / под ред. В.С. Макарова, Н.Э. Микеладзе. М.: ЛитФакт, 2023. 408 c.

 

Статьи (выборочно)

  1. The Concept of Priesthood in John Donne’s Poetry: ‘To Mr. Tilman after He Had Taken Orders’ // Through Each Others’ Eyes: Religion and Literature. Moscow, Rudomino, 1999. с.141-153.
  2. Vladimir Makarov. “Makes Both Centers One”: Faith and Reason as Faculties of the Soul in Donne’s Poems // Life Conquers Death: Religion and Literature. Moscow, 2004. pp.60-67.
  3. Макаров В.С. Тело как колонизуемая территория: Ньюфаундленд и XIX элегия Джона Донна // Ученые записки Казанского филиала Российской международной академии туризма. Вып.3. Т.2. Казань, 2007. С. 22-28.
  4. Монструозность и воображаемый монстр как конструкт в Англии XVII века. // Зверь как знак. Интерпретация культурных кодов. Саратов-Санкт-Петербург, 2011. с. 210-231.
  5. «Величественная ветвь имперского ствола»: Принц Генри Стюарт и репрезентации политической власти в Британии 1594-1612 гг. // Труды Русской антропологической школы. Т.8. М.: РГГУ, 2011. с. 39-58.
  6. «Монструозные фигуры» в Англии XVII века: Воображаемый монстр как конструкт // Новое литературное обозрение. №107, 2011. с.118-136.
  7. Digital humanities-проекты по истории и культуре раннего Нового времени и интеллектуальные сообщества современности: на двух концах “Галактики Гутенберга” // Науки о культуре в перспективе “Digital Humanities”: Материалы международной конференции 3-5 октября 2013. Спб: Астерион, 2013. с. 163-170.
  8. «Безгрошовые путешествия» «честного лодочника»: Джон Тейлор и стратегии авторского успеха в английских памфлетах XVII века // Труды Русской антропологической школы. Вып. 13. М.: РГГУ, 2013. с. 184-202.
  9. Субалтерные иерархии и криминальное “подполье” в английских сенсационалистских памфлетах XVI-XVII веков // Конвенциональное и неконвенциональное. Интерпретация культурных кодов 2013. Саратов-Санкт-Петербург: ЛИСКА, 2013. с. 113-131.
  10. Блаженство частной жизни: “Геспериды” Роберта Геррика // Геррик, Роберт. Геспериды. М.: Русская панорама, 2013. с. 527-575.
  11. “Дисгармоничная музыка”: интеллектуал, “тело без органов” и шекспировский “Ричард II” // Литературоведческий журнал. №36. 2015. с. 26-43.
  12. Поп-шекспироведение: к постановке проблемы // Знание. Понимание. Умение. №2. 2015. с. 216-230.
  13. «Не без основания назван Фениксом»: Генри Уэлби и его затворничество // VALLA. 2016. Т.2. №3. с. 79-96.
  14. «Философастер» Роберта Бертона: академическое сообщество как аудитория университетской драмы. // VALLA. 2016. Т.2. №4/5. с. 55-63.
  15. Иванов Д.А., Макаров В.С., Радлов С.Д. Шекспир и «шекспиры» // Иностранная литература. 2018. №8. с. 120-184.
  16. Донн, Дж. Каталог книг придворной библиотеки, несравненных и нигде не продающихся. Перевод с латинского, вступительная статья и комментарии В.С. Макарова. // VALLA. Т.4. №4. с. 62-76.
  17. Макаров В.С. Цикл памфлетов о Пирсе Безгрошовом: театральная практика и сатирический взгляд интеллектуала // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 56. с. 60-71.
  18. Anna Cetera-Włodarczyk, Jesús Tronch, Pavel Drábek, Boris Gaydin, Vladimir Makarov, Beatrice Montorfano, Sara Soncini, and Nikolay Zakharov. National E-Resources of Shakespeare Translations in Europe: (Dis)Assembling the Black Box. // Cahiers Élisabéthains, [2019], Vol. 99, Issue 1, pp. 89–101.
  19. [Колесник В.А., Макаров В.С.] Джон Нортбрук. Трактат, в котором игра в кости, танцы, суетные пьесы и интерлюдии, и другое праздное времяпрепровождение, обычное для дня Субботнего, опровергаются силой слова Божиего и древних авторов. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 58. с. 91-110.
  20. Шипулина В. А., Макаров В. С. Письмо Натана Филда к Томасу Саттону в контексте театральной полемики раннестюартовской Англии [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2019. № 6. с. 99–115.
  21. Anti-Stratfordianism in Twentieth-Century Russia: Post-Soviet Melancholy and the Haunted Imagination // The Shakespearean International Yearbook 18 : Routledge, 2020. р 183–200.
  22. Иванов Д.А., Макаров В.С. Предисловие научных редакторов // Смит, Эмма. И все это Шекспир. Самая эротичная комедия, самая драматичная трагедия, сгорающие от стыда мужчины, картонные злодеи, феминистки, звезды шоу-бизнеса и многое другое. / Пер. с англ. Марии Сухотиной. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020. с. 11-13.
  23. Khomenko N., Gaydin B. N., Makarov V. S. Russia and Shakespeare // The Palgrave Encyclopedia of Global Shakespeare. Cham : Palgrave Macmillan, 2022. P. 1–17.
  24. Folio (F) // Шекспировская энциклопедия. / Сост. и науч. ред. И.О. Шайтанов. Т.1. М.: РГГУ, 2022. с. 265-267.
  25. Университетские спектакли и университетские проблемы: сатирические студенческие постановки в колледжах Кембриджа и Оксфорда (XVI-XVII вв) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2023. Вып. 76. с. 155-168.
  26. «Мера за меру»: Шекспир в диалоге с его младшими современниками // Эпох скрещенья. Литературные исследования от Средневековья до Нового времени. Сборник памяти Андрея Николаевича Горбунова / под ред. В.С. Макарова, Н.Э. Микеладзе. М.: ЛитФакт, 2023. с. 85-103.

(полный список и гиперссылки см. на сайте: https://beggingscholar.wordpress.com/publications/)

 

Переводы (выборочно)

  1. Деккер Т. Азбука лоха / перевод и комментарии В.С. Макарова. // Информационно-исследовательская база данных. Современники Шекспира. Электронное научное издание. [2012]. http://around-shake.ru/versions/translations/3830.html
  2. Овербери Т. Характеры (отрывки) / перевод В.С. Макарова // Информационно-исследовательская база данных. Современники Шекспира. Электронное научное издание. [2013]. https://around-shake.ru/versions/translations/4538.html
  3. Марло К. Трагическая история доктора Фауста. Текст Б. Сцены 7, 10, 12, 15-17, 19. // Марло К. Трагическая история доктора Фауста. СПб: Наука, 2018.

 

Гранты

  1. 2011-2013 — РГНФ, 11-04-12064в, Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: электронное научное издание», исполнитель (руководитель - Н.В. Захаров)
  2. 2014-2016 — РГНФ, 14-03-00552а, Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре, исполнитель (руководитель – И.И. Лисович)
  3. 2015 — РГНФ, 15-04-14085г, Международный научный семинар «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях», исполнитель (руководитель – Н.В. Захаров)
  4. 2017-2018 — РГНФ/РФФИ, 17-04-12038-ОГН, Разработка и внедрение в открытом доступе онлайн-программы сравнительного тезаурусного анализа русских переводов произведений У. Шекспира, исполнитель (руководитель - Б.Н. Гайдин)
  5. 2017—2020 - Фонд развития ПСТГУ, Генезис литературного текста в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени: взаимодействие стилей и жанров, исполнитель (руководитель - Л. В. Евдокимова)
  6. 2018—2020 – РФФИ, 18-012-00679, Наследие Кристофера Марло в русской и мировой культуре: междисциплинарный взгляд, исполнитель (руководитель - Н.В. Захаров)

 

Выступления в СМИ (выборочно)

  1. Иванов Д., Макаров В., Карась А. Так был ли Бард? Что думают современные ученые о сомнениях в авторстве Шекспира. // N+1. 24 января 2019. https://nplus1.ru/material/2019/01/24/shakespeare-and-anti-stratfordians
  2. Шекспир в приходе святой Елены // N+1. 29 мая 2019. https://nplus1.ru/blog/2019/05/29/st-helen-shakespeare
  3. Как издавать Шекспира? // Горький. 27 сентября 2020. https://gorky.media/context/kak-izdavat-shekspira
  4. Макаров В., Иванов Д. Фактчек: 13 самых популярных легенд о Шекспире // Arzamas. 6 марта 2023. https://arzamas.academy/mag/1152-shakespeare
  5. Граф, женщина или карлик: кем на самом деле был Шекспир? Специалисты развенчивают популярные мифы о великом драматурге // Горький. 5 июня 2023. https://gorky.media/context/graf-zhenshhina-ili-karlik-kem-na-samom-dele-byl-shekspir/
  6. Плавание на Остров Толмачей // Горький. 11 декабря 2023. https://gorky.media/reviews/plavanie-na-ostrov-tolmachej/
  7. Кем был Кристофер Марло? К 460‑летию со дня рождения английского драматурга // Горький. 26 февраля 2024. https://gorky.media/reviews/kem-byl-kristofer-marlo/

(полный список см. на сайте https://beggingscholar.wordpress.com/e-news-and-reviews/)

 

Интернет-страницы

Личный сайт: https://beggingscholar.wordpress.com/

Канал в Телеграме: https://t.me/motleytongue