Уважаемые коллеги!

Отдел теории

Отдел литератур Европы и Америки новейшего времени

Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН

при участии

Научно-исследовательской лаборатории

Изучение национально-культурных кодов русской идентичности в контексте

европейской ментальности на рубеже XX-XXI веков

Кафедры зарубежной литературы

филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского

проводит научную конференцию на тему

Феномен «детства» в немецкоязычных литературах:

культурная идентичность и динамика художественного процесса

в рамках научно-исследовательских проектов ИМЛИ РАН

«Вымыслы о детстве и для детей»

«История литературы Германии ХХ века»

 

Конференция ориентирована идеей комплексного междисциплинарного изучения феномена «детства» в литературах немецкоязычного мира. Современная историзация «детства», как и современное понимание меняющейся идентичности «детства» в полной мере вписываются в актуальные для гуманитарного и естественного знания методологии моделирования различных динамических систем, в актуальное осмысление культуры как особого процесса. Исследование феномена «детства» в литературе предполагает построение весьма широкой историко-культурной перспективы, подразумевает реконструкцию взаимосвязей собственно литературной проблематики с историей идей, с философскими и общенаучными, общесоциальными и педагогическими тенденциями различных эпох. Исследование путей литературной (философской, художественной, научной) историзации и проблематизации феномена «детства» не может не сочетаться с изучением механизмов мифологизации детства и метафорических переносов идеи детства на различные историко-культурные и социальные феномены. Не менее важным является анализ соотношения общелитературной динамики репрезентации «детства» с динамикой становления и развития детской литературы. «Изобретение» детской литературы — создание специальных произведений, обращенных к детской аудитории – сопряжено с формированием разветвленной системы норм и правил, обсуждение которых входит в широкое проблемное поле литературных дискуссий конца XVIII – начала XIX вв., развивается на протяжении двух прошлых столетий и остается актуальным по сей день. Особое значение в институциализации детского чтения, а затем и детской литературы приобретают категории «вымысла», «воображения», «фантазии», «игры», «удовольствия», а также категории «реальности», «истины» («художественной правды»), «труда» и «пользы». В то же время проблема нормы, проблема канона, как и различные практики «взрослого» нормотворчества (цензуры, табуизации) в отношении детского возраста и литературных (художественных) текстов о детях, как и текстов, предназначенных детской и юношеской аудитории, концептуально связывают традицию и «современность». В этом контексте вырисовывается проблема научной деконструкции представления о наивности детской литературы, о ее изолированности и автономности от общих тенденций художественного процесса, а, с другой стороны, проявляются специфические функции детской литературы и детского чтения как факторов литературной, самоидентификационной, общекультурной динамики,

Формулируя основные проблемные узлы данной конференции, Оргкомитет старался избегать излишней детализации, но стремился очертить общие историко-теоретические ракурсы возможных конференционных дискуссий во взаимодействии следующих направлений:

  • Особенности философии детства в немецкоязычном мире. Феномен «детства» в художественной культуре. Феномен «детства» в контексте развития гуманитарного и естественнонаучного знания. Мифологизация / «изобретение детства» / «культ детства» и научное моделирование особенностей детского возраста. Релятивизация феномена «детства» в контексте возрастной психологии и аксиологии. Философия и психология детства и типы творческой личности. Детство как идеал и как реальность. Идеальное детство (идеальный ребенок) vs детский возраст как объект исследования; ребенок как субъект и как объект воспитания и образования. Детство в контексте процессов идеологической и политической инструментализации. Детство и пропаганда в культурно-исторической динамике.

  • Интерпретация и репрезентация феномена детства в литературах немецкоязычных стран. Специфика «изобретения» детства и «изобретения» детской литературы в немецкоязычной словесности. Проблемы периодизации немецкоязычной детской литературы. Детская литература и детское чтение в контексте литературных процессов немецкоязычных стран. Поэтика детской литературы. Традиционная топика, сюжетно-образные и мировоззренческие константы в литературной репрезентации детства. Детская литература и феномен «детства» в контексте фольклорной традиции. Особенности понимания феномена детства на уровне различных литературных течений, школ, авторских поэтик. Детство в интерпретации различных жанрово-видовых систем (иносказательные жанры, литературная сказка, роман воспитания, биографии, автобиографии, мемуары и т.д.). Динамика жанровой системы немецкоязычной детской литературы. Проблемные комплексы традиционной и современной детской литературы и литературы о детстве. Проблемы воспитания, социализации, становления личности в художественной системе литературных произведений. Идеологическая обусловленность литературного образа детства, текстов и подтекстов детской литературы. Традиции «детского» чтения в немецкоязычном мире. Особенности материнского / семейного / педагогического чтения. Соотношение детского, подросткового и массового чтения. Особенности миграции текстов в системе взрослое / детское чтение. Проблема многоадресности детской литературы и особенности восприятия взрослой аудиторией текстов, адресованных детям. Взрослое и детское чтение в контексте культурного релятивизма. Детское чтение и проблема национальной идентичности. Детское чтение в контексте современного информационного поля.

  • Аксиология детства в контексте культурной самоидентификации немецкоязычных стран. Немецкоязычная литературная интерпретация феномена детства в европейских контекстах. Рецепция немецкоязычной философии и психологии детства (психологии возраста) в иноязычных культурах / литературах. Переводы, рецепция, интерпретация немецкоязычных текстов о детстве и для детей в Европе, Америке в литературах Востока. Немецкоязычные интертексты мировой литературы о детях и для детей. Образы немецких детей в иноязычных и инокультурных традициях. Немецкоязычная культура детства как фактор развития российских моделей воспитания и образования. Немецкоязычные ориентиры в изобретении детской литературы в России. Переводы, рецепция, интерпретация немецкоязычных текстов о детстве и для детей в России. Немецкоязычные интертексты в русской литературе о детях и для детей.

 

Конференция состоится 19-20 июня 2017 года по адресу:

г. Москва, Поварская ул., д. 25а, ИМЛИ РАН, Каминный зал.

Регламент выступлений не более 20 минут (15 минут+5 минут на дискуссию; 20 минут без дискуссии).

Срок представления заявок - до 4 июня 2017 года.

Заявки на участие в конференции просим присылать по двум адресам:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В заявке необходимо указать: тему вашего доклада, ФИО (полностью), место работы, ученую степень, звание, должность, обратный адрес (e-mail), телефон, вид участия в конференции (очное / заочное). Заявку должна сопровождать краткая аннотация (100 - 150 слов) и ключевые слова (5 – 7).

Сообщите, пожалуйста, необходимо ли Вам персональное приглашение, сертификат участника конференции, а также в какой из дней Вам удобнее выступить.

К сожалению, Оргкомитет не имеет возможности оплатить Ваши расходы на проезд и проживание.

Контакты:

Мария Федоровна Надъярных

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

моб. +79166736455

Тамара Викторовна Кудрявцева

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

+79199949417