Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Время: 21 февраля 2024 г., 11.00–14.00
Место проведения: Онлайн (Zoom)

 

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР

«ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК РУССКОГО МОДЕРНИЗМА»

в рамках проекта РНФ 19-78-10100

ЗАСЕДАНИЕ 17.

«СЮЖЕТ ИЗМЕНЫ В ФОКУСЕ ГЕНДЕРНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ КУЛЬТУРЫ РУБЕЖА ВЕКОВ»

21 февраля 2024 года, 11.00–14.00

Платформа для онлайн-конференций ZOOM

ГП 17

 

Каплун Марианна Викторовна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН). Сюжет измены и психология пола в сборнике Н.А. Крашенинникова «Тени любви»

В сборнике рассказов 1915 г. «Тени любви» Н.А. Крашенинников выстраивает целую систему мужского и женского восприятия отношений, используя достаточно простую формулу, характерную для модернистских произведений, в которых герой или героиня проходит испытание изменой или ревностью. По Крашенинникову, и женщина, и мужчина, попавшие в ситуацию адюльтера, существуют в активно-пассивной парадигме зависимости от придуманных отношений (как изменник или изменница, так и тот/та, которому/ой изменяют), причем активное начало может пробуждаться в женщине, а пассивное в мужчине в зависимости от выбранной роли. Образная поэтика рассказов строится на предварительной попытке раскрытия психологии пола, продолженной автором в романах 1910–1920-х гг.

 

Андрейчук Ксения Руслановна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН). Измена идеалу с действительностью: две женщины в фильме Е. Бауэра «Грёзы»

В докладе анализируется воплощение конфликта между идеалом и действительностью в системе персонажей фильма Е. Бауэра «Грёзы» (1915) — экранизации повести Ж. Роденбаха «Мертвый Брюгге» (1892), повествующей об «измене» скорбящего мужа прекрасной покойной жене с ее живой «вульгарной» копией. Если для литературного первоисточника характерно символистское разделение женщины на «зверя» (живая кокетка Жанна) и «бога» («мертвая красавица» Елена), то в фильме Е. Бауэра противопоставляется скорее «греза» о фемининности, т.е. мужское представление о женщине, и реальная живая женщина Тина. Рассматриваются внесенные Бауэром изменения в образ Жанны / Тины (добавление психологических мотивировок, сокращение негативных ассоциаций) и история образа «мертвой красавицы» (в живописи, сказках, русской классической литературе).

 

Дискуссия