Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Международная конференция «Триодь Постная: история и текстология», проведенная совместно Институтом мировой литературы РАН и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом 2–3 февраля, стала настоящим событием в современной медиевистике. Конференция была приурочена к 90-летию со дня рождения выдающейся русской исследовательницы Триоди Майи Андреевны Моминой (29.01.1934 – 19.12.2021).

Уникальность конференции определили объединение на ее полях исследователей из разных областей науки – филологов, музыковедов, историков искусства и литургистов, которые под разными углами зрения реконструировали Sitz im Leben Триоди, и интерпретировали становление корпуса текстов Триоди в греческой оригинальной и переводных – славянской, грузинской, сирийской, традициях. Все доклады были основаны на исследованиях конкретных рукописных или изобразительных памятников.

В конференции приняли участие, очно и дистанционно, ученые из России, Греции, Болгарии, Македонии, Грузии, Португалии. Были представлены Афинский университет, Университет святых Кирилла и Мефодия в Скопье, Софийский университет, Лиссабонский Новый университет, Московский государственный университет, Государственный университет им. Акакия Церетели, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт русского языка РАН,  Российская Национальная библиотека, Музеи Кремля, Центральный Музей им. Андрея Рублева, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых Кирилла и Мефодия, Санкт-Петербургская духовная академия, Екатеринодарская и Вологодская духовные семинарии, МАОУ Гимназия № 205 «Театр» в Екатеринбурге.

Прозвучало 23 доклада, из них 5 прочли доктора наук, 10 кандидаты наук, 7 научные сотрудники и 1 студентка. Работали секции: «Текстология славянской Триоди», «История Триоди на христианском Востоке», «Триодь в исследованиях русских ученых», «Триодь и богослужение Великого поста», «Триодь в изобразительном искусстве», «Интерпретация Триоди». Также исследователи –музыковеды подготовили программную лекцию –концерт по истории распева Триоди в Византии и на Руси.

В первый день перед началом конференции была отслужена заупокойная лития по Майе Андреевне Моминой. Открылась конференция приветственным словом декана богословского факультета протоиерея Павла Хондзинского, который сравнил судьбу Майи Андреевны  с жизнью Сергея Сергеевича Аверинцева – они оба «имели смелость и дерзновение заниматься христианскими памятниками тогда, когда считалось заниматься этим невозможно» и  «оставили нам драгоценное наследие своих исследований». Далее Елена Николаевна Ропакова, главный библиотекарь Отдела обработки и каталогов РНБ, где с начала 90-х годов и до своей кончины трудилась Майя Андреевна, поделилась воспоминаниями о старшей коллеге. В частности, она отметила ее человеческую открытость и внимательность, а также то, что глубина и фундаментальность ее знаний (будучи студенткой русского отделения Ленинградского университета, она изучила дополнительно китайский, санскрит, греческий, латынь), делала ее незаменимым каталогизатором богословского дореволюционного фонда РНБ, при работе с которым требовалось владение многими  языками и палеографией. В продолжение ее рассказа Александра Юрьевна Никифорова, модератор утреннего заседания, напомнив собравшимся вехи биографии Моминой, обратила внимание на то, что исследованием христианской средневековой письменности, ученая занималась «для души», официально работая на русском отделении Петрозаводского педагогического института, в ленинградском филиале Московского полиграфа, в РНБ. Делом жизни Майи Андреевны стало издание Триоди, собранное по более, чем 100 спискам славянских рукописей XI–XIV веков, и подготовленное совместно с Николаем Трунте в Патристической Комиссии в Бонне: Triodion und Pentekostarion nach slavischen Handschriften des 11-14. Jh. / Hrsg. von M. A. Momina, N. Trunte. Paderborn etc., 2004. Tl. 1: Vorfastenzeit; 2010. Tl. 2: Fastenwoche. Издание включило предшествующие работы ученой по следующим направлениям: происхождение Триоди, классификация славянской Триоди в соответствии с греческими списками, вопросы перевода, разночтений, редактирования текстов.

Темы выступлений утреней секции «Текстология славянской Триоди» перекликались с темами исследований Моминой. Это два доклада по классификации Триоди –  д.ф.н. Татьяны Станиславовны Борисовой из Афинского университета, «К вопросу о классификации церковнославянской Триоди», и д-ра Светланы Юрьевны Поляковой из Лиссабонского Нового университета «О вариантах деления Триоди на Постную и Цветную в греческих и славянских кодексах X–XIII веков». Д.ф.н. Эмилия Црвенковска из Университета святых Кирилла и Мефодия представила доклад по лексикографии – «Региональные элементы в лексике и грамматике древнейших южнославянских переводов Триоди». Далее были прочитаны два доклада по текстологии д.ф.н. Марией Йовчевой из Софийского университета «Неизвестный южнославянский перевод архаического византийского канона Всем cвятым 8-го гласа» и кандидатом теологии  Александром Андреевичем Андреевым из СПБДА «Триодные тексты в древнерусских богослужебных сборниках XIII–XV веков». Заключило секцию сообщение по кодикологии ведущего библиотекаря Отдела рукописей РНБ Жанны Леонидовны Левшиной «Маргинальный знак гелиакон в греческих и славянских рукописных Триодях».

На дневной секции «История Триоди на христианском Востоке» после общего обзора кандидата богословия иерея Михаила Желтова  (ОЦАД) «Композиция Триоди и этапы ее формирования»  прозвучали три доклада о прото-Триоди в составе греческих, грузинских, сирийских версий нового иерусалимского Тропология – к.ф.н. Александры Юрьевны Никифоровой  (ИМЛИ РАН, ПСТГУ) «Прото-триодь нового иерусалимского Тропология Sin. Gr. ΝF MG 56+5: типология и специфика», д.ф.н. Тамаза Тариэловича Девидзе из Государственного университета Акакия Церетели «Гимны великопостного цикла в грузинской версии нового Иадгари», старшего преподавателя ПСТГУ Александра Анатольевича Лукашевича «Структура триодного цикла в сиро-мелькитских рукописях X–XIV веков: от архаичных Тропологиев до Триоди византийского типа». Второй блок секции познакомил участников с результатами исследований константинопольской традиции: это выступления старшего преподавателя МГУ и ПСТГУ  иерея Михаила Асмуса «Формирование памятей предпасхально -пентикостарного цикла в Константинополе по свидетельствам византийской гомилетики и гимнографии V–VI веков» и д.и.н. диакон Владимир Василик (СПБГУ) «Триодь-палимпсест РАИК 109 и ее значение для изучения студийской гимнографии».

На вечернем заседании «Триодь в исследованиях русских ученых» представили итоги своих трудов – к.ф.н. Александр Геннадьевич Кравецкий (ИРЯ РАН) «Триодь в версии комиссии по исправлению богослужебных книг (1907–1917 гг.) и ее судьба», к.ф.н. Михаил Михайлович Бернацкий (ПСТГУ) «И. А. Карабинов и его вклад в проблему происхождения русской практики служения Литургии Преждеосвященных Даров: перспективы исследования», кандидат богословия Алексей Владимирович Сартаков (Вологодская духовная семинария) «Литургическая проблематика в богословских исследованиях XIX века: от «ситуативности» к «мейнстриму».

Закончился первый день лекцией – концертом «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», во время которой три коллектива – Научно-практическая группа по изучению византийского распева под руководством кандидата искусствоведения Ирины Владимировны Стариковой (МГК), Знаменные хоры Спасо-Андроникова монастыря под руководством Александра Анатольевича Лукашевича и хор ПСТГУ «Поющая миссия» под руководством Павла Дмитриевича Крюкова, показали на примере конкретных рукописей, которые демонстрировались на экране, как изменялся распев Триоди от времени поздней Византии до  XX века в России.

Утренняя секция «Триодь и богослужение Великого поста», прошедшая 3 февраля, включила доклады иерея Андрея Кретова (Екатеринодарская Духовная семинария) «Древнерусская редакция Литургии Преждеосвященных Даров в контексте корпуса богослужебных книг (на материале рукописи Рум. 398)» и Павла Александровича Кузьминых (МАОУ Гимназия № 205 «Театр», Екатеринбург) «Триодные рубрики в сирийских и арабских мелькитских Типиконах». Далее шесть докладов были посвящены осмыслению образов Триоди. Три доклада вошли в секцию «Триодь в изобразительном искусстве»: это специально подготовленный для конференции кандидатом искусствоведения Еленой Александровной Виноградовой (ПСТГУ, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова) обзор «Постная Триодь в византийском искусстве: к постановке проблемы», и выступления научного сотрудника Музеев Кремля Светланы Александровны Трофимовой) «Триодный цикл в росписи Успенского собора Московского Кремля. К вопросу о времени возникновения и этапах формировании традиции» и заведующего сектором научно-методической работы ЦМиАР Дионисия Владимировича Денисова «Иллюстрирование Постной Триоди в росписях древнерусских храмов». Завершила конференцию секция «Интерпретация Триоди» и доклады к.г.н. диакона Николая Серебрякова (ПСТГУ) «Использование ветхозаветных библейских образов в песнопениях Триоди (на примере толкования прообразов Креста Господня)», студентки 4-го курса ПСТГУ Елизаветы Дмитриевны Крюковой «Севастийские мученики: история службы и развитие интерпретации» и к.х.н. диакона Михаила Гара (ПСТГУ) «Беседы свт. Василия Великого и их отражение в текстах Триоди Постной».

Во время воркшопа Александр Анатольевич Лукашевич и Александра Юрьевна Никифорова предложили собравшимся сравнительное чтение древнейших самогласнов по рукописям греческого и сирийского нового Тропология. А старший преподаватель МГУ Галина Александровна Казимова разобрала с участниками тексты непорочных  Великой субботы по славянской Щукинской Триоди (ГИМ, Щукин. 329, лл. 108–116об.) и ее протографу греческой Триоди митрополита Фотия (ГИМ, Син. Греч. 462, лл. 323–337).

В конференции приняли участие более ста исследователей из разных стран мира в зале и через Zoom. В дискуссиях выступили Александр Андреевич Андреев, Алексей Леонидович Гульманов, Ольга Владимировна Трефилова, Мария Анатольевна Пузина, Дионисий  Владимирович Денисов и другие.

По итогам конференции данный междисциплинарный формат был признан эффективным в изучении средневековой письменности и принято решение через год провести новую конференцию, посвященную ее еще одной гимнографической книге.

С полной программой конференции, аннотациями докладов можно ознакомиться на сайтах ИМЛИ РАН и ПСТГУ, а также на телеграмм -канале конференции Триодь Постная. Там же выложены видеозапись конференции и подборка исследований, в том числе докладчиков конференции, по Триоди.